Одигитрие Блага́я, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия.

Проповедь на молитву Ефрема Сирина


                   Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Видно, празднословие есть порок весьма опасный, что против него столько молитв;
Ибо и св. Давид, как вы сами часто слышите, постоянно молится ко Господу, говоря: «положи, Господи, хранение  устам  моим и дверь ограждения о устах моих!» И премудрый сын Сирахов восклицает молитвенно «кто даст ми во уста моя хранилище, и на уста мои печать разумну!»
А у нас ,братья и сестры ,напротив, ничто так мило не хранится, как слово ; ничто так праздно не расточается, как слово .Те самые, кои могли  бы подавать  пример благоразумного употребления слова, то есть люди одаренные  отличным умом и познаниями , нередко первые небрегут о сем и подают пример  противного.
Хорошо ли это? Весьма худо уже потому, что за всякое  праздное, тем паче худое слово, по свидетельству Самого Господа нашего, надобно будет некогда  дать ответ. Нам кажется ,что слова наши исчезают в воздух, а они все  остаются целы , собираются и печатлеются  на день суда и воздояния. Посему человек празднословный собственными устами произносит  будущее осуждение на самого себя.
Так же словом человек видимо и преимущественно отличен от всех тварей, его окружающих. Это главный признак и главное средство нашего владычества над миром, как и показано в самом  начале  через наречение имен от прародителя  нашего всем  животным.
Как же, должно употреблять слово, чтобы оно не послужило  некогда к нашему  осуждению?
Употреблять его, во – первых, с крайней  бережливостью, как  того требует  высокое  происхождение слова, великое назначение его в мире, и крайне важные действия его на других людей и на нас самих.
Во-вторых, на предметы  того достойные, во славу Божию, на пользу ближних и к нашему усовершенствованию, и ни как не употреблять на предметы  срамные, на мысли нечестивые, на чувства зловредные, не употреблять на лож и обман, на клевету и ябеду, на брань и ссору.
В-третьих, наблюдать за употреблением своего слова и по временам требовать у себя отчета в нем, всего лучше  отходя ко сну, ежедневно.
В-четвертых, обращаться с молитвою к Господу, чтобы Он Сам положил хранение устам нашим. Сам ограждал нас Своею благодатью от духа празднословия, который с такою свирепостью заражает ныне всю вселенную.

В-пятых, должно приносить покаяние в словах худых и праздных.
Когда мы будем поступать таким образом, то слово наше постепенно освободится от всех недостатков и сделается – живоносным от гласом в нас слова Творческого, верным посредником к сообщению другим того, что в нас есть доброго, и к принятию от других, чего недостает  нам,- всегдашним орудием и залогом нашего преспеяния во всяком  совершенстве.