Одигитрие Блага́я, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия.

Церкви улицы Семинарской (Володарского).


Гей, докупи, певні Діти!
Всіх веде мета одна:
Шлях любові та освіти
Нас навіки поєдна!

Так обратился к украинцам П.А. Грабовский более ста лет назад.
Прошли годы, но и сейчас эти слова очень современны и актуальны для нас. Только вместе, только с любовью к Украине, только через просвещение можно прийти к лучшему будущему.
Мы не случайно начали свой рассказ о храмах по ул. Семинарской, теперешней Володарского, со строк из стихотворения П.А. Грабовского,
“ДО УКРАЇНЦІВ”. Этот молодой, красивый и сильный духом поэт учился в Духовной семинарии, которая была сердцем духовной жизни Харькова и Слобожанщины того времени.
Харьков на западе, на Холодной горе, начинался арестантской ротою, к югу от нее шла большая дорога на Екатеринославль (нынешняя Семинарская улица); с правой стороны дороги было нововыстроенное здание семинарии (1843 по 1851г) с участком земли мерою более 10 дес., часть которой была занята садом, а южнее семинарии был поселок Новоселовка, что-то около 40 хаток, принадлежащих крестьянам, цеховым и отставным солдатам.”
Так описывал Новоселовку наш известный земляк, историк, Дмитрий Иванович Багалей в книге - Багалей Д.И., Миллер Д.П. “История города Харькова за 250 лет его существования”.
Не много найдешь в нашем городе улиц, которые бы за сравнительно не большой промежуток времени меняли свое название четыре раза.
Нынешняя улица Володарского возникла в конце XVIII века, как дорога на Екатеринославль и называлась Ново - Екатеринославской, затем Холодногорской улицей (1869 г.), а с 15.09.1894 года – Семинарской, с 3.11.1922 года – ул. Володарского.
На основании Высочайшего повеления, на Холодной горе отведено 10 десятин 2352 кв. саж. земли для постройки зданий семинарии (Указ Синода 15 октября 1841 г. №12706).
Строительство семинарии велось под руководством городского архитектора, профессора Харьковского университета А.А. Тона; главный корпус был возведён по образцу Петербургской духовной семинарии. Дальнейшее строительство новых корпусов производилось по проектам епархиального архитектора В.Х. Немкина.

В главном здании помещались квартиры семинарского начальства и семинарские общежития, семинарская домовая церковь, библиотека и домовая больница, в остальных двух корпусах жили семинарские преподаватели.
Семинарская домовая церковь была освящена 8 мая 1851 года, преосвященным Филаретом во имя Иоанна Богослова. Не случайно домовая церковь Духовной семинарии носила имя Иоанна Богослова.
Именно самому молодому ученику Иисуса впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Примечательно, что среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них — Иоанн, автор “Откровения Иоанна Богослова”.
Главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему усвоено наименование Апостола любви.
Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку.
Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова. Его жизнь должна была стать для юных семинаристов путеводной звездой на нелегком пути служения Богу и людям.
Сейчас, к сожалению, в центральном здании бывшей Семинарии, по ул. Володарского, 46, находится Апелляционный хозяйственный суд, остальные исторические постройки приходят в полную негодность.
Перша думка наша, діти,
Краю рідному;
Першу працю присвятити
Люду бідному! П.А. Грабовський
В 1883 г., по проекту епархиального архитектора В.Х. Немкина, была открыта Мещанская богадельня.
Сейчас в этом здании, по ул. Володарского,22 расположена воинская часть.
Что такое богадельня - для Бога дело, дело Бога.

Средства на ее постройку в размере 15000 руб. были пожертвованы Харитоненко И.Г. (Купец первой гильдии действительный ст. советник.). Он же был одним из основателей Харьковского зоопарка.
В богадельне находились 36 мужчин и 55 женщин.
В 1889 г. при ней был открыт детский приют, в котором содержалось 12 мальчиков и 12 девочек.
При богадельне в 1888-89 гг. была построена церковь.
Освящение домовой церкви Иконы Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радость”, при богадельне Харьковского мещанского общества на Холодногорской улице, состоялось 5 сентября 1889года.
Почему же Божья Матерь в этом образе?
Конечно, именно такой образ Богородицы более всего соответствовал богадельне: Пречистая, в окружении страждущих, скорбящих людей, и ангелов, которые подают каждому по его нужде благодеяния.
В октябре 1893 года при Харьковской мещанской богадельне, Харьковским Мещанским обществом, была открыта Скорбященская церковно-приходская школа для детей существующего при богадельне "Убежища" и для беднейшего населения Харьковской Холодногорской окраины.
Церкви, о которых мы рассказали, были домовыми, то есть, построенные для нужд Семинарии и Мещанской богадельни, жители Новоселовки были прихожанами храмов расположенных в других районах города.
И вот через 65 лет, после освящения Семинарской домовой церкви во имя Иоанна Богослова, по ул. Семинарской открывается новая церковь.
Церковь для всех жителей Новоселовки.
К сожалению, восстановить историю храма очень сложно, ведь наш город, в годы Великой Отечественной войны, был сильно разрушен, были уничтожены многие архивные и исторические документы. Мы расскажем о том, что удалось собрать нам по рассказам жителей и сохранившимся историческим документам.
Очень интересна и трагична, судьба церкви и людей, которые имели к ней хоть какое-то отношение.
Это был последний из построенных в Харьковской епархии, до революции, православных храмов.
Земли, на которых в июне 1914 г. началось строительство храма, принадлежали дворянке Вере Дмитриевне Квитке (1862–1943). Эта женщина была женой Андрея Валерьяновича Квитки, последнего владельца фамильного имения Квиток — Основы.
Григорий Федорович Квитка–Основьяненко известный украинский писатель - двоюродный дед А.В. Квитки.
Вера Дмитриевна так же являлась родной племянницей Николая Соломоновича Мартынова, от руки которого 15 июля 1841 года, на трагической дуэли, в Пятигорске, погиб великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.
Андрей Валерьянович и его супруга, которые не имели своих детей, безвозмездно выделяли земельные участки на Основе под строительство общественных зданий, за свой счет финансировали проведение праздников и различных мероприятий, занимались благотворительностью.
Церковь была построена архитектором П. В. Толкачёвым на средства жителя Петрограда Николая Владимировича Шувакова.
Храм изначально возводился во имя Вознесения Господня. Его строительство было закончено до ноября 1916 года, а 23 декабря 1917 года он был освящён во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Правда, надо отметить, что в народе его продолжали называть и “Вознесенским”.
В приходе храма насчитывалось более трёх тысяч человек.
Среди подвижников нашего Слобожанского края мы вспоминаем о бесстрашных исповедниках Православной веры, мучениках протоиерее Ильинском Иоанне Васильевиче и Буцыкине Андрее Ильиче.
В Харькове, на Холодной горе, по переулку Проезжему, в доме №66, по данным на 1 августа 1937 г. проживал священник Иоанн Васильевич Ильинский (30.07.1873 – 6.11.1937).
Родился он в селе Большие Проходы в семье губернского секретаря.
3 июня 1894 г. закончил курс Харьковской духовной семинарии в первом разряде.
С 16 сентября 1894 по 24 сентября 1895 состоял учителем церковно-приходской школы в селе Речки Сумского уезда. В 1895 году он женится и 24 сентября 1895 года рукоположен в сан священника. Молодой батюшка получает назначение настоятеля храма святителя Тихона Задонского в селе Борщевая Харьковского уезда. С 15 декабря 1895 года по 20 июня 1905 года он состоял законоучителем в Борщевском Земском училище.
20 июня 1905 года по прошению перемещен в Крестовоздвиженскую церкоь с. Русских Тишков Харьковского уезда и назначается заведующим и законоучителем Русско-Тишковской церковно-приходской школы.
20 сентября 1905 года назначен членом Благочиннического Совета по 4 округу Харьковского уезда. 22 сентября 1905г. утверждён Законоучителем Русско-Тишковского народного училища.
5 августа 1906 г. утвержден помощником Благочиннаго 4 округа Харьковского уезда. С 20 октября 1908 г. по 17 августа 1912 г. состоял в должности уполномоченного на съездах Харьковского училищного съезда.
17 августа 1912г. перемещен на должность духовника при Харьковской Духовной Семинарии и Законоучителя образцовой двухклассной церковно-приходской школы при Семинарии.
26 июля 1913 г. по прошению, переведен в Харьковскую мещанскую богадельню, священником в храм иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, где и служил до 1919 г. ”
Имел пятерых детей. За всё время своего служения неоднократно получал церковные награды. Ушёл с частями отступавшей Белой армии.
После Гражданской войны вернулся в Харьков, где оставалась его семья.
В 1923 г. стал служить вторым священником в храме Владимирской иконы Божией Матери.
Два храма - в честь икон Божией Матери Казанской (в которой служил священномученик архиепископ Александр) и Владимирской иконы Божией Матери долгое время оставались православными, все другие храмы заняли еретики-обновленцы, бундовцы, автокефалисты и другие раскольники. Сколько нужно было иметь мужества, чтобы остаться стойкими в православной вере.
В декабре 1936 года власти закрыли Владимирский храм. Протоиерей Иоанн остался без прихода.
1 августа 1937 года протоиерея Иоанна арестовали, ему было 64 года.  Начальник 7­го отделения 4-го отдела УГБ ХОУ НКВД лейтенант госбезопасности Лукьянов, рассмотрев материалы по обвинению гражданина Ильинского И. В., 1873 г.р., попа, бесприходного, проживавшего по ул. Проезжей, 66, гражданства СССР, в преступлениях, предусмотренных СТ. 54-10 Ч. 2, определил содержание его под стражей в Харьковской тюрьме.
7 августа 1937 года был арестован как “активный церковник” староста Владимирского храма Андрей Ильич Буцыкин, 1870 г.р., уроженец села Мартыновка Суджанского уезда Курской губернии, проживавший по адресу: переулок Социалистический, д. 30, кв. 1, вместе с женой и дочерью, сын жил отдельно.
Заседание Особой тройки от 25 октября 1937 г. решением № 425 постановило: “Ильинского Ивана Васильевича и Буцыкина Андрея Ильича расстрелять, имущество, принадлежащее им, конфисковать”.
Через полсотни лет правда восторжествовала и на основании СТ. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. “O дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов” Ильинский И.В. и Буцыкин А.И. были реабилитированы.
Сохранились улицы и дома, сохранился и Казанский Храм. А храм Владимирской божьей матери был разобран до 40-го года.
Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 г.г. вновь открылся приход в честь Владимирской иконы Божией Матери. Богослужения осуществлялись, в уцелевшей церковной сторожке - пономарской. Это здание сохранилось до наших дней.
Священником был назначен Александр Вавилович Рыбалов, который проживал на Новосёловке по адресу: пер. Линейный, 10. Он был преподавателем Харьковского университета, владел двенадцатью языками. Перед самым началом войны его арестовали (причина неизвестна), его поместили в Холодногорскую тюрьму. Заключенных не успели эвакуировать перед отступлением Красной Армии и он остался в оккупированном Харькове.
После освобождения Харькова в 1943 г. приход снова был закрыт, а Александр Вавилович Рыбалов арестован.
В 1959 отец Александр умер во Львовской тюрьме. Остались в живых дочь священника и его внучка. В настоящее время отец Александр реабилитирован.
На месте самого храма, после Великой Отечественной войны, немецкими военнопленными, были построены жилые дома. В одном из них, по адресу ул. Володарского, 92 находится библиотека-филиал № 19 им. П.А Грабовского.
Со слов старожилов Новоселовки, именно на этом месте стоял храм Владимирской иконы Божьей Матери.
В настоящее время проводится подготовка к восстановлению храма. 

Автор:
Отец Сергей Дамманс.
Зав. библиотекой-филиалом № 19 им П.П. Грабовского Литвинова Н.В.

Text.ru - 20.43%